?

Log in

Селигер, 28-31 мая 2015 года, часть первая - Stranger in the Ку [entries|archive|friends|userinfo]
Stranger in the Ку

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Селигер, 28-31 мая 2015 года, часть первая [Jun. 4th, 2015|05:34 pm]
Stranger in the Ку
[Tags|, , , , , ]



Часть 1. (Продолжение - здесь )

28-го мая 2015 года, около трёх часов дня, я приехал в яхт-клуб "Паруса Селигера", в деревне "Покровское" в нескольких километрах к северо-востоку от города Осташкова.
Дорога выдалась чуть более долгой, чем я рассчитывал. И выехал поздновато (почти в восемь, а не в половину седьмого-семь), и останавливался по дороге пару раз, погулять, пофотографировать, докупить провианта, в общем, приехал на пару часов позже чем хотел. Дорога на Селигер, которую я выбрал идет через Новорижское шоссе, и проходит через множество интересных для прогулок мест, от красивой природы, до интересных и живописных городков, например, Зубцов и Селижарово. А вот Ржев произвел мрачное, депрессивное впечатление.
Как бы то ни было, после обеда я добрался до Селигера. Ехал один, но это меня не пугало, одиночные походы, тем более краткосрочные, мне давно привычны.

Яхт-клуб расположен на окраине деревни (или села) Покровское, и представляет собой небольшую территорию с маяком, баней, туалетом, ангаром и несколькими яхтами на кильблоках.
Вот, например, красивая яхта микро-класса, единственно возможный для меня размер, кроме разборных лодок, конечно. Эти яхты можно возить на прицепе за легковушкой, а хранить зимой - в гараже. Но всё равно ходить в походы на них сложнее, чем на легких разборных лодках, на берег не вытащишь, хотя подойти можно буквально до глубины по щиколотку:


26-футовая яхта, как я понял, председателя клуба:


Сборка катамарана, не считая его загрузки, заняла три с половиной часа, и это был очень волновавший меня этап, как я ни пытался всё проверить заранее, а без сборки-испытаний оставался некоторый риск. На всякий случай заранее дополнил ЗиП имеющимися титановыми альпинистскими карабинами, маленькими строительными карабинами, репшнуром 6 мм и 8 мм, блочком и различным крепежом из строительного гипермаркета - практически всё из этого пригодилось, но в целом сборка прошла без существенных проблем, вся сломанная или отсутствовавшая мелочь легко менялась на эти элементы.
Ранее я решил, что если раньше 5 встать на воду не удастся, то останусь ночевать в яхт-клубе... Следующий день показал, что это было даже слишком оптимистично, не имело смысла выходить на маршрут уже после 14:00! В любом случае, было поздно куда-то идти, и я решил просто покататься.

Лодка, политая пивом при спуске на воду, вооруженная одним гротом, то есть, большим парусом, крепящимся к мачте, бодренько отошла от берега - это был мой единственный нормальный, красивый старт в навальный ветер. Крутанулся на 360 градусов, прошел пару километров курсом "бейдевинд" (ветер спереди-сбоку), почувствовал управление - в управлении парусной лодкой, как оказалось, нет ничего сложного! Специальной верёвочкой - шкотом - определяешь положение паруса относительно ветра - как крыло самолета, если курс скорее в сторону ветра, или чтобы ветер толкал сзади, если курс по ветру, другими веревочками определяешь его форму, рулем рулишь.
Разворачиваясь, решил сделать поворот оверштаг (т.е., когда лодка пересекает ветер носом), но "подвис" в положении левентик (т.е., когда ветер дует спереди). Здесь довернуть помогло весло. Как оказалось, в слабый ветер, если лодка вооружена одним парусом, это нормальная ситуация.
Как бы то ни было, оказалось, всё работает нормально, к походу я готов. И это хорошо.
Наутро съездил в магазин в соседнюю деревню, Сорога, купил ещё кое-какой съедобной мелочи.
Отсюда открывался красивый вид на бухту, образованную впадением реки Сорога (яхт-клуб на левом берегу бухты, за небольшим мысом):


Погулял по заброшенной красивейшей усадьбе в Покровском (все не-походные фото выложу отдельным постом), перекусил, и собрался двигаться в направлении на север.
Взгляд на маяк и мою лодку, катамаран КМ-1 Альбатрос, 1991-го года выпуска:


В катамаране всё родное, кроме каких-то такелажных мелочей.
Пока ставил парус, обнаружилось, что то, что я считал за "крюк", которым парус крепится к гику, на самом деле - обломанная скоба, и к использованию не пригодно. Что ж, хорошо что вчера покатался и сегодня заново ставил парус, если бы парус оторвался от гика на ходу в походе, это было бы не очень приятно. Заменил скобу на один из карабинов, стало даже лучше, карабин стал прижимать трос к ролику полиспаста, и тот перестало клинить, и пошел.
Покровское, справа - маяк и поляна яхт-клуба:


Отход получился не таким красивым, меня снесло в тросники, пришлось резко выгребать. На самом деле, тут действительно есть сложность - руль (и тем более шверцы), очевидно, не работает пока его не спустишь в воду, а спускать руль боишься, чтобы навальным (и тут он!) ветром на заднем ходу не придавить-поломать его о мелкое дно.
Выход из бухты, мыс, огораживающий её с севера:


Город Осташков:


Вышел из бухты на "большую воду", ещё один взгляд назад:


И вперед. Спереди-слева, поросший лесом - остров Кличен. Когда-то давно, город, предшествовавший Осташкову, располагался именно на нем, сейчас об этом напоминают только археологические раскопки.


Ветер дул с севера-северо-запада, мне было идти на север-северо-запад, лодка не могла идти так круто к ветру, в итоге в первый день первого парусного похода на новой лодке пришлось идти в лавировку, т.е. зигзагом!
Что же, сложностей в этом не было, кроме иногда "подвисания" лодки в положении ветер в лицо и необходимости доворачивать её веслами. Есть, кстати и другой вариант, дождаться, когда лодка пойдет назад, и довернуть на заднем ходу рулем. Но веслом получалось быстрее и надежнее.
Тонкость хождения в лавировку - не пытаться идти слишком круто к ветру, чтобы не терять скорость. А хочется всё время идти поближе к "генеральному курсу"!


Другая тонкость - на закрытом водоеме планировать галсы так, чтобы приходить в интересующие места с наименьшим количеством поворотов.
Сидел я в лодке на детском надувном матрасе, но он оказался не очень удачным, какой-то корытообразной формы, в дождь в нем получалась лужа, и некачественный - не держит долго воздух.


В несколько галсов подошел к острову Городомля. На этом острове расположен закрытый поселок какого-то военного КБ, а также недешевый дом отдыха.
Берег острова очень живописен!


Ветер практически пропал:


Зеркальная гладь озера:


Высадился на живописный пляж, принадлежащий дому отдыха:


Ставить лагерь здесь как я понимаю нельзя


Дорожка с фонарями уходит вглубь острова:


Среди сосен попадались и дубки:


Вероятно, дом отдыха ещё не принимает гостей, никого нет ни в зоне отдыха, ни на пляже.


Ветра почти не было, и я решил поставить второй парус, стаксель. С ним добавляется операций при поворотах, если раньше нужно только поменять опущенный в воду шверц (шверцы - это опускающиеся в воду красные "кили" по бортам лодки), то теперь нужно и переносить стаксель.
Кстати, обратите внимание: Альбатрос - попросту красивая лодка. Красивая той технологической, инженерной красотой, как старый ЗиЛ-130, электрички с круглыми кабинами, ВАЗ-2101 и Москвич-412, и даже паровозы, хоть всё-таки тут виден дизайн и вкусы 70-х.


Закрутки стакселя нет, и постановка его - процедура, требующая работы руками у носа лодки, не в кокпите. На воде в одиночку ставить-убирать стаксель было бы сложно. Нужно и выпустить плавучий якорь (чтобы лодка не ушла если свалишься в воду), и крепко держаться. А если налетит шквал не с ожидаемой стороны (а убирать стаксель может захотеться при признаках приближения шквала), можно просто опрокинуть лодку, находясь на подветренном поплавке.
Зато, кроме большей скорости, с ним сразу решается проблема оверштагов и зависания лодки - если подождать с переносом стакселя на другой борт, он на обратной тяге довернет лодку на нужный курс.

Теперь мне предстояло сразу следующим галсом уйти в сторону другого берега озера. Примерно от второго мыска на несколько сотен метров в воду уходит песчаная коса и мель. Я не сфотографировал ее нигде, к сожалению. На этой фото если присмотреться видна светлая полоса в воде, видимо это она и есть.


Мель тянется слева от буя, у левого края фотографии видно изменение цвета воды и структуры волн. А прямо - остров Столбной, и монастырь Нилова пустынь на нем.


Длинными галсами я двигался в его сторону. Лес слева от Столбного - это крупнейший остров озера, Хачин. Собственно, весь Селигер - это цепочка озёр и плёсов, соединенных между собой в кольцо, вокруг этого острова.
Где-то в том лесу предполагалась первая стоянка, если бы вышел 28-го (но дойти в лавировку до нее было непросто, и если бы я вышел в 16:00, пришлось бы искать стоянку где-то поближе!), либо, пройти проливом за островом Столбной и уйти ещё на несколько километров севернее, также расположившись лагерем. Но, времени на это явно не хватало.

Так я приближался к Ниловой Пустыни.


Деревня неподалеку от монастыря:


А ветер вновь стал стихать.


К счастью, со стакселем лодка уверенно двигалась в самый слабый ветер. И повороты, не смотря на больше операций, стали даваться легче. Правда, пару раз было так, что задерживая стаксель на старом галсе для доворота лодки, не успеваешь его перенести, лодка уваливается и поворачивает фордевинд (то есть, пересекая направление ветра кормой), совершая, таким образом, полный оборот. Потом я продумал процедуру: гика-шкот (веревка, ограничивающая угол поворота грота) закладывается в стопор, стаксель-шкоты выпускаются из стопоров и "рабочий" берется в руку, рулем начинается поворот и грот сам перекладывается на другой борт, а в нужный момент, когда стаксель на обратной тяге "додавил" лодку до нужного курса, стаксель-шкот отпускается, а противоположный натягивается и закладывается в стопор.

Красивая церковь в Ниловой пустыни:


А вот мыс Лебедь, южная часть острова Хачин. Лес за ним, за заливом - место, которое я предполагал как возможную стоянку:


Между тем, вечерело. Прочитав отчёты, я, как уже сказал, наметил себе место на берегу острова Хачин, прямо. Как другой вариант, можно было пройти чуть дальше направо, за два мыса (первый из них в кадре), повернуть в пролив на север, и искать стоянку с той стороны:


Судя по викимапии, прямо по курсу расположено два пансионата, и мне нужно было постараться, чтобы найти удобное и безлюдное место стоянки, но если верить отчетам оно там должно было быть. А ветер дул с севера, почти с того берега, и ослабевал на глазах. Поэтому уходить в пролив на север я побоялся, на предмет что потрачу кучу времени на лавировке короткими галсами. Чтобы искать стоянку, решил пройти длинным галсом вглубь залива, образованной мысом Лебедь и южным берегом острова Хачин, и следующим галсом двигаться вдоль берега. Как оказалось, если бы я не начал маневр по уходу в залив ещё пару сотен метров, то увидел бы несколько уютных пустынных пляжей, уютную бухточку, в общем, встать там было можно.

Начало галса по входу в залив, образованный мысом Лебедь. Прямо по курсу должен быть пансионат текстильного института. Ветер очень слабый, почти неощутимый, но лодка идет полтора километра в час.



Ещё до начала галса вдоль берега я понял, что со стоянками там не очень хорошо. С острова слышны и пьяные разговоры, и детские крики, где там становиться - непонятно. Поэтому нужно было рассматривать все варианты. В частности, в глубине залива есть остров (архипелага Плоские острова), в частности, может встать на северной стороне мыса Лебедь - главное чтобы не в толпе и не с пьяными отдыхающими.
Мой расчёт оказался верен, на самом крупном острове группы Плоских островов оказалось множество пустых стоянок. Перед первой из них я развернулся и аккуратно, красиво причалил.


(на фото лодка уже развернута носом к ветру).
Солнце клонилось к закату, а с берега острова Хачин (противоположный берег на фото) доносилась музыка, звуки игры в футбол, пение песен, и другие сопутствующие пикникам звуки.


За восемь ходовых часов я прошел 25 с половиной километров в лавировку, а по генеральному курсу - всего около тринадцати километров. Максимальная скорость составила 8.8 км/ч, и это вполне комфортная скорость передвижения, я даже не заметил, когда она была достигнута. Средняя скорость в движении по навигатору - 3.5 километров в час.
Изначально план-максимум похода состоял в том, чтобы уйти к вечеру 29-го на север Кравотынского плеса, если будет попутный ветер, или если бы удалось прийти на Лебедь 29-го, план-минимум - прийти на Лебедь 29-го и сделать 30-го мая радиалку и вернуться в это же место или другое поблизости, откуда в воскресенье возвращаться. Что ж, будем следовать плану-минимум.
Вот он, мой островок следующим утром. В длинну он около трехсот метров, максимальная ширина чуть больше ста метров, минимальная - около двадцати метров.


Лодка ещё спит, паруса убраны. Обратите внимание на "вертикальный патент-риф": грот, большой парус, свёрнут вокруг мачты и завязан - вокруг него обмотан полиспаст ("лебедка" из двух двойных блочков, которой задний - шкотовый - угол паруса оттягивается от мачты) и зацеплен крючком от сломанной скобы за одну из веревок. Так как ночью ветер усилился, и скрученный парус начало раздувать выше полиспаста, там, на высоте чуть выше человеческого роста, если стоять на палубе, он обвязан веревочкой (шкертиком).
А вот стаксель сдвинут вниз по штагу (трос, который держит мачту спереди, от него и название паруса), и тоже обвязан стаксель-шкотами чтобы не трепало.
Всё очень удобно на стоянке, но на воде так убрать паруса будет непросто.

Утром периодически начинался дождь, и мне приходилось прятаться в палатке. Потом дождь пошел постоянно и был достаточно сильным, идти было бы некомфортно, я завалился спать ещё на пару часов.

Экипаж парусника одет в дизайнерскую форму:

За пару недель до похода удалось наткнуться на удобную непромокаемую анорачку под цвет парусов и кокпита. Анорак оказался значительно удобнее дождевых накидок, буду брать во все походы

Я встал на воду, опять долго и некрасиво выходя на веслах в навальный ветер (та же проблема - лодка не управляется пока не спущен руль, а спускать руль стремно, чтобы не сломать навалившись на берег кормой), и пошел в кравотынский плес.

Нилова пустынь:


Слева - мыс острова Хачин, справа - материк, полуостров Каменный Крест, между ними узкий пролив в Крестецкий плес:


Траверс пролива. Ветер с севера, нужно продумать лавировку, чтобы не пришлось крутиться в проливе. Ухожу максимально вправо, чтобы следующим галсом войти в пролив.


Какая-то база отдыха, кажется на острове Светлица:


Заходить в пролив оказалось непросто, был участок в тени острова Хачин, в котором ветер мгновенно прекращался. Так что потребовалась пара дополнительных попыток маневра.
На оконечности мыса острова Хачин обнаружилась хорошая стоянка, с вот таким вот плакатом:


Как настоящий юный друг природы, я всегда обильно заливаю костры водой перед покиданием стоянки!

Здесь я решил остановиться и размять ноги. В тени мыса ветра, как я уже говорил, совсем не было, пришлось подгрести к стоянке веслом. Зачем-то я положил в лодку оба весла, хотя грести одновременно могу только одним. Это сыграло со мной шутку, о которой ниже.

Мыс. Справа - вид на Крестецкий плес:


C северной стороны мыса, в Крестецком плесе - ещё стоянка:


Цветочки:


Сел в лодку, и выгребаясь из тросников (к стоянке ведет небольшой коридор), продолжил путь. На траверсе мыса, вид на стоянку:


Над проливом, кстати, проходит ЛЭП, но высоковольтная, и высота более чем достаточна для моего катамарана. Касание проводов - самая частая причина гибели людей на парусных лодках, значительно превышающая все остальные, поэтому всё равно было страшно.

Полуостров "Каменный крест". Здесь, насколько мне известно, и проходил шабаш с названием "форум Селигер":


Крестецкий плес. Слева - остров Хачин:


Взгляд назад, на пролив. На мысу справа - стоянка с плакатом:


Остров Хачин, слева по курсу, я иду в пролив, ведущий в Кравотынский плес:


Где-то здесь мне повстречались, вероятно, рыбинспекторы. Подъехали умеренно трезвые мужики на старой моторке, начали задавать странные вопросы, буду ли я сегодня вечером уху. Я не понимал, чего они от меня хотят, сначала, даже немного испугался, что может прийти в голову пьяным дуракам. Спросил, нет ли у них рыбы на продажу, однако весь диалог сводился к моему предстоящему ужину. Получив ответ, что рыбы у меня нет, и я её не ловлю, мужики пожелали семь футов под килем и погнали дальше.
А вообще, трафик на озере достаточно плотный, моторки периодически встречаются, у тросников много рыбаков.



Cправа по курсу - очередная база отдыха:


Иду вполветра, на восток, ветер с севера, одно удовольствие, управление лодкой занимает минимум внимания и сил.
По левому борту - прошел мыс Толстик острова Хачин, слева по курсу и впереди - село Кравотынь, видна церковь.


Справа - деревня Твердякино, очень живописная:


Пересекаю Кравотынский плес. Хотелось дойти до тросников его восточного берега, что и сделал, а затем развернулся и пошел назад. Северный ветер нагнал из плеса небольшую волну. Хороший ветерок весело гнал лодку вперед...


Кравотынь, церковь Введения Пресвятой Богородицы:


У берега развернулся, ушел назад. Пролив, отделяющий Кравотынский плес от Крестецкого:


Пошел мелкий дождик, начался туман.



Взгляд на Кравотынский плес, мыс слева принадлежит острову Сосновый, одному из нескольких островов, огораживающих Кравотынский плес от Крестецкого:


Пролив полностью в кадре, вот только сосен на Сосновом острове (слева) не видно:


В Крестецком плесе повстречал яхту, идущую под мотором.


Странно вообще, такой хороший ветер, паруса на ней - стаксель - на закрутке, грот - в патент-рифе похоже, поставить и убрать их - считанные минуты, почему не идти под парусами? Вообще, это вопрос к философии походов как таковых. Напишу как-нибудь об этом отдельный пост.

Но выглядит яхта на фоне пасмурного озера, конечно, живописно:


Хотел сделать панораму, но от тумана фотоаппарат всё время терял контраст и фокусировку:


Подхожу к проливу - воротам в Крестецкий плес. Справа - стоянка "с зайчиком":


Минутка самолюбования:


Решил двигаться до своего необитаемого (я надеялся, он всё ещё необитаем) острова из группы Плоских, но тут выключили ветер. Оставалось идти два километра, через километр ветер не более одного метра в секунду сменился на западный. Решил погрести, и обнаружил, что в лодке осталось только одно весло! Было два варианта, либо я весло утопил и не заметил, что очень маловероятно (на Крестецком плесе шум волн и журчание воды от движения лодки могли заглушить звук падения предмета в воду, хотя весла я там не брал, но перемещался по кокпиту), либо оставил в единственном месте, где выходил, на той стоянке с плакатом. Я абсолютно точно помнил, что с острова утром ушел с двумя веслами. Очень качественное старое советское весло терять не хотелось, и я развернулся и на легчайшем ветерке пошел назад, к стоянке "с зайчиком".
За пару сотен метров ветер прекратился совсем (возможно, из-за тени острова), я погреб единственным веслом. И действительно, потерянное весло нашлось. Вечерело, идти дальше не хотелось, по расстоянию до яхт-клуба преимущества никакого, ветерка почти нет, да и тот, что есть - "ходит", и я остался разбивать лагерь, о чем не пожалел: место живописнейшее.

За пять с небольшим ходовых часов прошел 21 километр. Максимальная скорость была не более 8.8 километров в час, а средняя за два дня немного выросла, до 3.7 кажется.

ЖЖ заявил, что запись слишком большая, поэтому приходится бить на две части.
Так что - продолжение следует...

Вот оно, продолжение - здесь
linkReply